Главы    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20  

Поддержка и сопротивление 8


Третий показатель значимости уровня поддержки или сопротивления - его удаленность по времени от настоящего момента. Поскольку мы имеем дело с реакцией трейдеров на движение рынка и на позиции, которые они либо уже заняли, либо не успели занять, то вполне понятно, что чем ближе по времени событие и реакция на него, тем более значительным является само событие.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Предположим, что цены, вместо того чтобы пойти вверх, пошли вниз. В нашем предыдущем примере цены росли, поэтому все участники рынка дружно начинали покупать при каждом корректирующем спаде (создавая тем самым новые уровни поддержки). Однако если цены пойдут вниз и опустятся ниже уровня поддержки, реакция участников рынка тоже изменится с точностью до наоборот. Все те, кто покупал на уровне поддержки, ясно осознают, какую глупость они совершили. В довершение всего их брокеры начнут лихорадочно требовать внесения дополнительного залога. Из-за того, что при фьючерсных сделках существует так называемый "эфект рычага", трейдер никак не может долго посыпать себе голову пепелом по поводу убытков. Ему остается либо повышать залог, либо ликвидировать убыточную позицию.

Что в нашем предыдущем примере послужило созданию уровня поддержки? Примат заявок на покупку ниже рынка. А сейчас все предыдущие заявки на покупку ниже рынка превратились в заявки на продажу выше рынка. Таким образом, поддержка превратилась в сопротивление. И, соответственно, чем более значимым был предыдущий уровень поддержки, то есть чем ближе к настоящему моменту он был по времени и чем больше было количество заключенных сделок, тем большую значимость приобретает он в качестве уровня сопротивления. Все те факторы, которые раньше послужили созданию уровня поддержки усилиями трех категорий участников рынка -партии "длинных", партии "коротких" и неприсоединившихся, - теперь будут направлены на то, чтобы установить некий "потолок" для грядущих взлетов и оживлений цен.

 Иногда очень полезно бывает остановиться и задуматься, почему же все-таки ценовые модели, которыми пользуются технические аналитики, и такие понятия, как "сопротивление" и "поддержка", служат нам верой и правдой. Неужели эти графики или какие-то линии, которые на эти графики наносятся, обладают магической силой? Вовсе нет. Эти инструменты так хорошо оправдывают себя на практике, потому что с их помощью мы видим, как на самом деле ведут себя участники рынка, а, следовательно, мы можем просчитать их возможную реакцию на динамику рынка. Анализ графиков - это, по сути дела, анализ человеческой психологии и реакций трейдеров на изменяющиеся рыночные условия. К сожалению, темп изменений на рынках товарных фьючерсов вынуждает нас к тому, что мы начинаем использовать понятия и термины, не успевая задуматься об их глубинном смысле. А ведь за уровнями поддержки и сопротивления на ценовых графиках стоят серьезные психологические причины, которые и объясняют, почему мы пользуемся ими для своих прогнозов.

Уровень поддержки, после того как его преодолели на весьма значительную величину, становится уровнем сопротивления, и наоборот. Рисунки 4.5а-в очень похожи на рисунки 4. За,б за одним лишь исключением. Обратите внимание на рис. 4.5а, что в процессе развития восходящей тенденции реакция вточке 4 останавливается либо науровне пика 1, либо чуть выше его. Таким образом, предыдущий уровень сопротивления (пик 1) превращается в уровень поддержки, так как волна 3 смогла преодолеть его на весьма значительную велйчйну. И всё продажи которые происходили на гребне волны 1 (создавая тем самым уровень сопротивления), в результате превращаются в покупки ниже рынка. Рисунок 4.56 показывает, что цены на рынке идут вниз. Точка 1 (ранее бывшая уровнем поддержки ниже рынка) становится уровнем сопротивления выше рынка, т.е. начинает играть роль "ценового потолка" (точка 4).





Книжный магазин